Диалог - и есть зерно

Открытый диалог с автором и руководителем площадки DIALOGUE Кристиной Квитко о концепции площадки, личном опыте открытия пространства и исследование реальности через практики сценического искусства.

Участники диалога:

Кристина Квитко - руководитель площадки DIALOGUE
Ольга Ромоданова

Что тебя натолкнуло на мысль открыть площадку DIALOGUE, как ты к этому пришла?

Ко мне давно пришла эта идея, около семи лет назад. В Петербурге мы пробовали начинать разные подобные истории, но, видимо, не хватало цели, структуры или общего представления, что же все-таки это может быть. Идея центра, основная его цель сформировались во мне за последний год. Общаясь и зная много разных людей из театрально-сценической среды, я увидела, что есть огромное количество интересных направлений современного театра, танца, цирка, у которых очень большой потенциал, но они непонятны людям, которые не связаны с этими сферами. Обычно у таких людей нет системы координат, которая помогала бы им понимать происходящее. Так возникла идея с помощью практики соединить зрителей и профессионалов, приоткрыть современный театр изнутри для тех, кому это может быть интересно. Это с одной стороны, а с другой - появилось большое желание создать пространство, в котором актеры, режиссеры, композиторы – разные специалисты сценических искусств – могли бы открыто делиться опытом, доносить свои знания, потому что это действительно ценно и актуально. Вспоминая собственный опыт человека, впервые пришедшего на актерские занятия в Театральную Академию, я помню, что даже представить себе не могла, насколько сильно театр открывает, для меня было потрясением узнать, что между людьми могут существовать взаимоотношения, наполненные искренностью. Как будто до того момента я жила в обособленном закрытом мире, в котором люди общаются схематично, бесчувственно. Возможность столкнуться, пройти через подобный творческий опыт действительно способна изменить жизнь, мироощущение. И этим тоже хочется делиться.

Расскажи, как вы открывали площадку. С чем пришлось столкнуться или узнать что-то новое?

В последний год у меня был кризисный период, я ушла со всех работ и завершила все проекты. Я пыталась отстраниться от всех социальных шаблонов, насколько это было возможно, понять, чем мне действительно хочется заниматься в жизни, и я старалась быть максимально открытой любому опыту. Летом, начав проводить творческие группы, в процессе у меня стало рождаться ощущение - я хочу объединять людей, которые занимаются творчеством, чем-то ценным и уникальным, с теми, кто хочет и готов учиться этому творчеству. Я просто почувствовала такую потребность. Дальше все стало формироваться само, включая название проекта, которое осозналось в один день. Я поняла, как по Станиславскому, что диалог - это и есть зерно. И что очень важно, чтобы все инициативы проекта так или иначе помогали человеку прочувствовать этот диалог: живой осознанный контакт с самим собой, окружающими людьми и миром в целом. Опыт старта площадки дал мне понять, что гораздо страшнее начинать, чем быть в процессе, который ты уже начал. Перед тем как начать очень страшно, все кажется невозможным, постоянно всплывают мысли, вроде: «Откуда деньги? Откуда люди? а как это, как то?» А потом я отпустила все, и подумала: будь как будет. И так все стало получаться. Последний наиболее актуальный опыт – то, что находится огромное количество людей, которые готовы делиться собственными навыками, поддерживать проект, помогать, при этом получая большое удовольствие от собственного развития и работы в команде людей, объединенной общими интересами.

Сейчас идет набор на курсы по 4-м направлениям: сторителлинг, новый цирк, танцевально-двигательный класс, лаборатория музыкального наблюдения. Для тех, кто выбирает, на какую лабораторию пойти, можешь рассказать про них подробней? Какие кому подойдут больше?

В лаборатории музыкального наблюдения, есть такой момент, - я его для себя называю «медитативным погружением», исследованием реальности… По моим наблюдениям, обычно он больше привлекает тех, кто склонен к исследованию, анализу, чаще всего там встречаются аудиальные, воспринимающие мир больше через слух, люди. Участники музыкальных классов - люди, которые хотят и могут остановиться и начать слышать, слушать и исследовать, извлекая звуки из инструментов. Из музыкантов это люди, которые не боятся экспериментировать с теми инструментами, которыми уже хорошо владеют. Ведущий лаборатории, композитор Володя Горлинский, много лет учился игре на гитаре и в какой-то период своей жизни понял, что в инструменте хочет искать новое звучание и вообще использовать его абсолютно по-другому. Танцевально-двигательный класс - про исследование своего тела. Как рассказывает ведущая, хореограф Маша Самсонова, каждый из нас заключен в рамки собственных движенческих паттернов, т. е. мы привыкли к чему-то, чему нас научили. И танцевально-двигательный класс помогает осознать эти паттерны в теле и расширить собственный диапазон, отпустить тело, осознавать его в моменте и начать двигаться более свободно, не привязываясь к собственным шаблонам. Сторителлинг, лично для меня, - это про вербальное самовыражение. Очень важно найти собственную историю, позволить ей проявиться. Обычно история строится на том, что сейчас волнует человека, на самой актуальной, живой теме. Сторителлиг дарит уникальный и в то же время непростой опыт – возможность проявиться личностно. Об этом часто говорит Маша Маркова, ведущая нашей мастерской. Находиться на сцене и рассказывать свою историю – значит раскрывать собственную позицию, историю рассказывает именно личность. Это оголяет, это про позволение себе быть таким, какой ты есть. Цирк – для тех, кто готов к ярким неожиданным впечатлениям, кто ищет экстрима, кто готов перевернуть мир с ног на голову, впустить в свою жизнь что-то абсолютно новое. Мы особенно любим нашу цирковую программу, она классная, такой больше нигде нет. Благодаря Саше Сухановой, режиссеру цирка «Freak Fabrik», мы познакомились с современным живым Новым Цирком.

Последнее время открывается все больше пространств, где проходят перформансы, плэйбэк театры, современный танец, лекции и лаборатории с возможностью исследования себя через эти виды искусства и практики. Есть ли у DIALOGUE отличительная черта?

Мне не хотелось бы особо говорить об отличиях. Мы просто делаем то, что делаем, то, что актуально и живо для нас сейчас. Идея о современном сценическом образовании, как о практике жизни, является для нас центральной. Такая практика позволяет проявиться подлинному диалогу. Причем, это просто одна из возможных творческих практик. И мы не ставим перед собой цель сделать кого-то хорошим актером или режиссером, музыкантом, клоуном или эквилибристом, хотя это, конечно, это тоже возможно. Мы говорим об открытии себя, возможности диалога с собой и реальностью, развитии присутствия через театр, танец и другие сценические практики. Поэтому мы проговариваем каждую отдельную программу с ведущим, педагогом, пытаемся найти точки соприкосновения нашей идеи с тем, что он хочет донести до аудитории.

Расскажи про серию видео роликов, которые вы готовите.

Мы решили сделать серию видео бесед с людьми, которые нам интересны, с которыми у нас схожие ценности и видение мира. Среди них есть как профессионалы театра, так и люди, совсем не связанные с этой областью. И нам бы хотелось поговорить с ними об их личном опыте: что для них значит творчество, каким образом их деятельность, как способ взаимодействия с миром помогает им познавать себя и окружающую действительность. Речь в первую очередь будет идти о личном опыте и развитии, а не о профессиональных навыках. Так мы хотим передать ценности и идеи нашего проекта, и, конечно, открыть для себя новый интересный опыт диалога, новые идеи, возможности.

Как ты видишь дальнейшее развитие площадки?

В первую очередь, наши программы предназначены для людей, которые в своей профессиональной деятельности не связаны с театром. Направления, в которых мы планируем развиваться, - театр, цирк, танец и перформанс. Сейчас у нас открыт набор на двухмесячные программы, заканчивающиеся показом, перформансом. Из театральных программ это -мастерская Сторителлинга и мастерскую Нового Цирка, из танца - танцевально-двигательный класс. Со временем хотелось бы подключить перформативные практики. Скоро появится новое обновленное летнее расписание, в котором будут мастер-классы, встречи, интенсивы. Много всего интересного и удобного в плане форматов программ на лето. Возможно, с осени к нам присоединится композитор Дмитрий Курляндский с собственным проектом «Института восприятия», в рамках которого мы планируем организовать встречи и мастер-классы на площадке DIALOGUE.

Планируется ли совместное сотрудничество с театральными площадками?

Да, мы думаем о том, чтобы предоставить скидки на билеты в театры участникам наших программ. Речь, конечно же, будет идти о современных живых театрах. На мой взгляд, это важно в том числе и для театров, потому что таким образом в них приходит зритель, который уже включен, он уже чувствует театр изнутри. Возможно, случатся совместные постановки с такими площадками, этому мы также будем рады.

Можешь поделиться своим опытом, что тебе дали театрально-танцевальные практики в твоей жизни?

Когда я впервые пришла в класс современного танца, контемпрорари, единственной моей мыслью было: Господи, неужели такое возможно? Удивительная свобода в движениях, свобода людей, которые танцуют, свобода сознания, которое позволяет таким вещам осуществляться. Постепенно результаты занятий проявляются в обычной жизни: например, если раньше, приходя в новый коллектив лишний раз боялся что-нибудь сказать, постепенно благодаря практике начинаешь расслабляться и отпускать… И это проявляется на всех уровнях. Чем дальше, тем яснее ощущается состояние физической и эмоциональной свободы, непривязанности, и удовольствия от самого процесса жизни.

То, что ты описываешь, на мой взгляд, сильно перекликается с определением «реальности». Ты как-то написала «чтобы видеть реальность, нужно усилие. Нужно остановиться и начать вглядываться. Нужно навести фокус и увидеть обьект». Можешь рассказать об этом, что для тебя реальность?

Это в том числе про концепцию пространства. Диалог – это контакт с собой и окружающим миром, в этом смысле - с реальностью. Это непривязанность к старым шаблонам поведения. Например, огромное счастье – встречать человека и видеть конкретно его, открыто, целостно, без сравнений и страхов. Когда ты можешь быть максимально открыт новому опыту, случается действительно новое. Реальность в этом ключе – состояние свободы и радости от того, что ты можешь принимать, пропускать и проживать новое.

А у тебя есть критерии, где заканчивается твой опыт и начинается реальность?

Пожалуй, если внутри ничего не зажимается, и я остаюсь свободной, то это оно.

Есть ли у тебя сейчас мечта?

Наверное, сейчас ее можно описать, как состояние, когда у тебя есть постоянный интерес к людям, творчеству, развитию и самое главное – нахождение в потоке жизни, когда ты ощущаешь все по-новому без стереотипов.