• Главная
  • Блог
  • Тело - это инструмент, через который мы познаем мир изначально...

Тело - это инструмент, через который мы познаем мир изначально...

Диалог про танцевально-двигательный класс

Участники диалога:

Мария Самсонова – хореограф, педагог, ведущая танцевально-двигательного класса на площадке DIALOGUE

Кристина Квитко – руководитель площадки, режиссер.

Анастасия Луговцева – помощница площадки


Кристина: В программе своего танцевально-двигательного класса ты говоришь о том, что осознанное движение помогает выявить общедвигательные паттерны, которые есть у каждого человека, и расширить его движенческий репертуар. Каким образом через практику ты с этим работаешь?

Мария: Изначально, идет работа с тем, чтобы показать человеку, что возможности тела не ограничены. Это во многом вопрос осознания и веры. Я не говорю: «Давайте поверим», а предлагаю конкретные упражнения, которые раздвигают границы нашего восприятия себя, дают возможность поверить в свои силы». Так появляется опыт переживания разрушения границ – это и вселяет веру. В дальнейшем это переносится на все области нашего существования. Просто тело - это инструмент, данный нам, через который мы познаем мир изначально. Это наш индикатор, проверка, соотношение. Исходя из этого, есть целый ряд упражнений, которые помогают осознавать и преодолевать страх в движениях, не бояться рисковать, уходить на максимальное расстояние в амплитуде движения, в скорости. Эти инструменты помогают обнаружить, что наше тело намного более подвижное, умное, способное, чем мы привыкли думать. Мы удивляемся, верим и идем дальше. Мы понимаем, что нужно работать: ведь это и физический труд, и ментальный, и эмоциональный. Ну, как ступеньки проходим: сначала немножко, потом больше. На занятиях во многом отказываюсь от хореографической формы… Хотя на самом деле это отчасти обман (смеется), что я отказываюсь от формы. Она существует в некоторых ситуациях, но не мешает, так как у людей уже нет страха. Сначала всегда страшно, когда нужно повторить точно что-то, какую-то танцевальную связку, а ты не уверен в своем теле. У нас есть форма, но мы свободны, мы делаем как можем, и, работая с партнером, незаметно для себя двигаемся вперед и расширяем собственные физические возможности.

Анастасия: Как осознанное движение может помочь обычному человеку? Как это изменит его жизнь?

Мария: Если я научусь понимать, как расположено мое тело, как я стою, как говорю, неизбежно запускается процесс наблюдения - наблюдать за собственным телом речью, мыслями. Это не про контроль, а про осознанность. В то же время занятия дисциплинируют сознание: есть партнер, есть зал, надо не удариться, не убиться, что-то сказать (когда, например, мы с текстом работаем). Момент дисциплины сознания, работа которой начинается с тела, а в итоге влияет на наше самовосприятие и проживание жизни в целом.

Кристина: Могла бы ты сформулировать цель танцевально-двигательных классов?

Мария: Осознавать себя в каждый момент времени.

Кристина: А что это дает?

Мария: Осознание того, что происходит с твоим телом дает возможность в трудных ситуациях сделать шаг назад, выдохнуть и, возможно, предотвратить повторяющиеся нежелательные действия или ситуации. Ты просто начинаешь больше чувствовать. В то же время это вопрос внимания, более тонкого и мудрого отношения к жизни - по сути. То есть мы как будто становимся более подготовленными вообще к процессу жизни, потому что если я понимаю, как мое тело расположено, если я слышу свою речь, понимаю, куда я смотрю сейчас, что я делаю руками, то это уже как минимум физическое осознания себя в пространстве. Затем ты начинаешь те же самые процессы замечать в других, я лучше начинаю понимать, что другой человек чувствует, о чем думает.

Кристина: Как практика такого танца, подхода к движению в целом, изменила именно твою жизнь?

Мария: Ну вот сегодня я спускалась по эскалатору с большой сумкой и понимала, что мне надо спуститься очень быстро, при этом у меня проблемы с коленом, и мне надо определенным образом ставить стопу, и благодаря практике, теперь я понимаю, как это делать. Я чувствую тело и могу им управлять. В то же время я научилась много задач сразу параллельно отслеживать и выполнять, и при этом не напрягаться, не прикладывать лишних усилий там, где это того не стоит.

Кристина: А зачем, чтобы стать более многофункциональным человеком? Или это дает что-то еще, помимо этого?

Мария: Я бы сказала лично про себя, что меня это собирает. Я могу собраться в нужный момент, если возникает какая-то проблематичная ситуация: я выделяю основное и начинаю с этого, не разбрасываясь. Все это только благодаря практикам, которыми я уже много лет занимаюсь.

Кристина: И ощущение жизни, как я понимаю, тоже меняется?

Мария: Да, кстати! Очень часто слышу фразу, когда человек после занятий выходит и говорит: «Я вчера вышел, я чувствую город по-другому, у меня вся кожа впитывает всё! Я чувствую воздух, я чувствую запахи!» То есть это обостренное восприятие действительности. «Уже не хочется есть какие-то гадости, хочется что-то другое.» Об этом я тоже часто слышу.

Анастасия: В основе твоих классов на площадке DIALOGUE техники современного танца, или что-то другое?

Мария: В основном я использую основы техники релиз и контактную импровизацию. Техника релиз - это техника отпускания и подхватывания себя в момент инерции, и дальнейшее перенаправление своего тела в нужную точку. То есть моменты падения, подхватывания, конкретного перенаправления, отпускания, перематывания, и так далее.

Кристина: То есть через тело происходит взаимодействие с жизнью? Я учусь что-то делать на телесном уровне, потом я могу это применить на психоэмоциональном?

Мария: Суть контактной импровизации как раз в том, что все внимание направлено на партнера в каждый момент времени, и ты по сути с ним работаешь, а он работает точно также с тобой. И тогда мы можем, доверяя друг другу, уходить в какие-то полеты, совершенно спонтанные и сложные, которые выглядят совершенно невероятно, но легко. Только в контактной импровизация возможно, что 100-килограммового дядьку на плечи закидывает хрупкая девушка 1,5 метров роста, потом его с себя спускает, и они вместе уходят на пол. И ты понимаешь, как это возможно, как оно работает! При этом совершенно никакого напряжения не присутствует. Конечно, это конечный результат подобных техник. А вообще мы учимся очень внимательно прислушиваться к партнеру, для того, чтобы научиться через это прислушиваться к себе, и мы учимся реагировать, отталкиваясь от него, брать и отдавать.

Анастасия: Многие нередко опасаются современного танца, для них это что-то странное и непонятное. Что им могут дать техники современного танца?

Мария: Это все, о чем мы говорили. На самом базовом уровне эти техники помогают решить проблемы с осанкой, устранить телесные травмы, научиться существовать в своем теле свободно, легко и радостно. Я уверена, что подобная работа с телом просто необходима, особенно сейчас, когда люди настолько обездвижены в своей повседневной жизни. Я уже не говорю про тех, для кого движение – часть профессии. Когда мало движения – возникает иллюзия необходимости в большем количестве пищи, чем нам это необходимо для жизни. Как следствие, мы сильно болеем из-за этого. В основном мы стоим, либо сидим, лежим, или бежим. Это ненормальное состояние для человека. Мы отрубаем половину жизни, восприятия, какого-то кайфа и драйва. Это же так здорово, когда идешь и чувствуешь каждую клеточку своего тела! Тело подтянутое, живое, ты уже совсем другой человек!

 

Присоединиться к ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОМУ КЛАССУ

  • Главная
  • Блог
  • Тело - это инструмент, через который мы познаем мир изначально...