logo
Занятия Цирком в корне меняют жизнь

Участники диалога:

Александра Суханова — ведущая Мастерской Нового Цирка на площадке DIALOGUE, режиссер творческого объединения Freak Fabrik.

Ольга Ромоданова — помощница площадки, PR.

Концепция Dialogue подразумевает, что через различные практики сценического искусства, такие как танец или актерское мастерство человек может поменять себя, свое восприятие мира. Можешь рассказать, как это происходит через цирковое искусство?

Думаю, что занятие цирком в корне может поменять все: то, чем ты занимался раньше и, может быть, чем ты занимаешься сейчас. Потому что вдруг узнаешь свои «сверх способности», и это сравнимо с переворачиванием мира в целом. Например, человек ходит всю жизнь ногами, а тут он понимает, что он может ходить и руками в буквальном смысле этого слова.  И как ни странно, это меняет все восприятие пространства, влияет на внутреннюю личную свободу. Ты начинаешь чувствовать, что не живешь больше как в коробочке своего тела или своей квартиры, работы или чего-либо еще, что ставит рамки или ограничения. Появляется чувство, что можешь больше, выходишь за границы. И это расширяет мироощущения в целом.

Цирк, как правило, ассоциируется не только с чем-то веселым, но и экстремальным.  Были люди, которые приходили к тебе и при этом боялись начинать? И есть ли действительно что-то, чего на занятиях нужно опасаться или с чем быть осторожным?

Конечно, каждый урок начинается с техники безопасности, с инструктажа, где я обЪясняю, что и каким образом будет происходить, и как мы будем с этим работать. Понятно, что если человек пришел первый раз и первый раз видит абсолютно не знакомый ему реквизит, мы сразу не даем ему пробовать сложные трюки. Это постепенное знакомство — так же, как в танце, например, — ведь перед тем, как начинаешь танцевать, разминаешь тело и подготавливаешь его. Также и тут: сначала мы учим, например, держать баланс, потом увеличиваем силовую нагрузку, чтобы человек мог привыкнуть и перестроить тело, чтобы произошло вливание в предмет и знакомство с ним через ощущение, и только после приступаем к чему-то сложному.

Можешь немного рассказать, как строится программа и как проходят занятия?

Как я уже сказала, первые несколько занятий мы просто разминаемся и готовим тело. Мы входим телом в новые ритмы, даем ему новую нагрузку и ощущения, новое понимание себя. Цирк это же вообще другое восприятие и себя, и тела. Еще я с первого занятия стараюсь привнести ощущение игры, такой, чтобы – вот как в детстве – ты берешь прыгалки, когда не умеешь прыгать, но прыгаешь, потому что у тебя есть азарт, у тебя горят глаза и тебе интересно просто узнать, «что я смогу сделать?» Вот это я стараюсь внедрить и сохранить уже с самого начала и до конца. Также мне кажется важным, что на занятиях всегда доступно некое количество реквизита, с которым можно знакомиться в процессе и развиваться.

Что тебя привлекает в преподавании циркового искусства больше всего?

Прежде всего мне интересны совершенно разные люди, нравится узнавать, какие они, у кого что есть из навыков и талантов, что у кого можно взять и что с кем можно сделать. Плюс цирка в том, что, располагая разнообразием жанров, способов и всевозможных подходов, всегда можно найти что-то для каждого. Ты не можешь стоять на руках?  Ты берешь платочки, подкидываешь их, и у тебя получается номер. Самый интерес в том, что изначально никогда не знаешь, что пойдет и что получится, и каждый раз открываешь для себя новое.

Вот, например, ко мне на мастер-класс приходили две сестры. Они совершенно обаятельны, я как увидела их, сразу влюбилась и поняла, что что-то с ними я точно хочу сделать. И при этом они были также обаятельно неуклюжи. Т е, например, они пытаются подкинуть мандарин – он у них падает, пытаются подпрыгнуть — ноги как-то подворачиваются. При этом очень милые. Сейчас после мастер-класса я предложила им поучаствовать в нашем проекте, просто попробовать, так: пойдет-не пойдет. И уже сейчас они ходят на репетиции, где участвуют также профессиональные актеры, и в процессе учатся и вливаются. А недавно я случайно узнала, что помимо прочего они две профессиональные переводчицы. Казалось бы, это навык, совершенно не относящийся к цирку. Но это для меня и есть свободный цирк – когда происходит слияние обычного человека и циркового навыка, когда девочка говорит на английском языке и одновременно прыгает на джамперах (маленькие ходули – прим. Dialogue). Это и есть такая многофункциональность, когда с одной стороны ты владеешь чем-то хорошо, а с другой — ты можешь еще совершенно что-то другое делать не хуже.

Получается, теоретически расти и развиваться в цирковом искусстве доступно каждому?

В принципе да. Понятно, что сразу ты не выйдешь выступать в Манеж. Но мы можем зрителю показывать себя, чему мы научились, и это важно. В контексте уличного театра это очень помогает, потому что человек, который пришел смотреть на спектакль, чувствует, что перед ним такой же человек, как и он, на первый взгляд. А с другой стороны — вот он тебе что-то показывает и удивляет, и это вдохновляет тебя. При этом понимаешь, что все возможно, и ты так тоже сможешь, почему бы и нет.

Можешь немного рассказать про твой проект Freak Fabrik?

Freak Fabrik — театральный проект, который я создала еще когда училась в ГИТИСе на режиссера. «Freak» это не то что какие-то сумасшедшие люди, это некая свобода. Я люблю свободу и не люблю ограничения и штампы: «я только цирк», «я только театр», « я только детский театр» или «я только уличный театр». Хочется быть свободными и делать разное. И для режиссера, мне кажется, это главное — не стоять на месте, выбрав только одно направление, которое становится как клише, и замыкаться в нем, а развиваться, пробовать разное, идти дальше. Поэтому мне интересен Dialogue – интересно не просто учить людей жонглировать или делать кувырки, а развивать их, узнавать и вытаскивать из того, что они могут уже сейчас, что-нибудь еще, и еще, и еще. Freak Fabrik — это дом совершенно разных артистов. У нас большой состав, и мы все абсолютно разные, и по жанрам в том числе: есть, например, театральные актеры, актер кукольного театра, профессиональные певицы, несколько цирковых актеров, и каждый в своем жанре тоже, если так можно сказать, многофункционален.

Концепция Freak Fabrik про свободный цирк? Про что она?

Сейчас я больше занимаюсь новым цирком. Это понятие сейчас хорошо развито и давно известно в Европе, меньше пока у нас, в России. Это симбиоз цирка и театра. В России, например, в концепции классического цирка есть Манеж с определенными правилами, набором номеров и прочим. В новом цирке по-другому развиваются цирковые артисты и по-другому строится представление-перформанс. В нем всегда есть сюжет- конва -общий смысл, а участие могут принимать как цирковые артисты, так и театральные. Происходит такое слияние, что даже порой не понимаешь переход – где заканчивается цирк и начинается театр, где цирковые, а где театральные актеры. К счастью, цирковые артисты сейчас все больше становятся многоплановыми, впитывая и развиваясь в разных направлениях: их сейчас все больше учат, воспитывают и развивают не как было принято в русских классических цирковых школах, а в том числе и как актеров тоже. И тогда неудивительно, что вдруг воздушная гимнастка танцует, летает и поет. Но в России до сих пор, когда что-то подобное происходит, это вызывает эффект «ого, что такое возможно?» И мне хочется пробить эту стену, стену этого «вау-эффекта», чтобы наконец это стало естественным и принятым, а не в новинку. И поэтому мне нравится, когда артисты друг у друга учатся и перенимают что-то друг у друга: например, пришла артистка, которая танцует степ, к ней сразу подключаются остальные и тоже начинают учиться. В этом есть большой кайф, что все впитывают и обмениваются опытом и навыками друг с другом.

Расскажи, как в твоей жизни появился цирк?

Я изначально профессиональная спортсменка. И до цирка всю жизнь на первом месте для меня был спорт. Когда я закончила заниматься профессионально спортом, получила «корочку», то поняла, что мне хочется еще что-то в себе находить и что спорта мало, это неинтересно. Мне всегда хотелось познавать, узнавать и что-то новое в себе находить. Переход из спорта в режиссуру и в цирк произошел, конечно, постепенно. Моя двоюродная сестра – профессиональный режиссер музыкального театра, и я росла, наблюдая за ней, интересуясь театром, мне всегда хотелось это познавать и узнавать. Я каталась с ней по всем ее фестивалям и проектам. В 12 лет уже вела вместе с ней концерты, отвечала за культурную программу, собирала театральные программы. Просто росла и жутко этим интересовалась и понимала, что туда меня тянет и это то, чем я хочу заниматься. К тому времени, когда настал момент решать, что делать дальше и чем зарабатывать деньги, я была профессиональным спортсменом с соответствующе развитым телом, и это помогло мне перейти вместе с опытом и желанием развиваться в режиссуре в цирк.

Расскажи поподробней, как произошел этот переход от спорта – к цирку и режиссуре?

В моем случае с детства был такой личный пункт, который наверно есть у всех спортсменов, когда все тебя гнобят за то, что спорт убивает очень много времени: утренняя тренировка, вечерняя тренировка,  между этим школа, и когда наступает ночь, ты выжат как лимон, и у тебя нет сил. Но мне всегда было непонятно, вот ты спортсмен – и что дальше? Хотелось развиваться как личность. И я выкрадывала моменты, отпрашиваясь от тренировок, чтобы ходить в театр, читать книги, посещать библиотеки, если это было возможно. Чем-то себя еще наполнять и наполнять. И обычно другим спортсменкам это было непонятно, странно и удивительно – зачем ты это делаешь? У тебя же уже есть дело, и у тебя это отнимает столько сил. А мне всегда хотелось, чтобы спортсменки развивались еще где-то помимо спорта – танцевали, прыгали, бегали, узнавали. Нужно было расширение. Когда есть только установка «я хочу получить золотую медаль», ты идешь к золотой медали и ничего кроме этого не видишь. Мир в это время происходит вокруг тебя, и вот ты получаешь эту золотую медаль, ее вешают тебе на шею, а ты так ничего и не познал, не схватил, никуда себя не впитал, и что? И наступает сложный момент у многих, когда получаешь, что достиг и теряешься. Наступает момент депрессии, кто-то может даже сорваться. Иногда такие люди просто не знают, как жить.

Бывало такое, что люди, которые посещают твои занятия, меняются у тебя на глазах и ты замечала, что в них, их жизни или поведении происходят перемены?

Конечно, у всех это происходит по-разному. Это очень зависит от характера и темперамента. Я часто вижу изменения. И это заряжает меня и дает возможность идти дальше и продолжать этим заниматься.

А можешь привести пример, как это происходит?

Это чувствуется и заметно, всегда абсолютно по-разному. Была, например, девочка, которая работала в офисе на протяжении 10 лет, и в ее жизни происходила только работа. Она была бывшей художественной гимнасткой. И у нее я видела колоссальные изменения. Когда видишь горящие глаза и детскую улыбку у человека, который вспомнил, что он что-то может еще в этой жизни показать, дать, раскрываться помимо работы, ощущаешь невероятный кайф. В такие периоды у людей появляется уверенность в себе, стремление и желание что-то делать помимо работы и зарплаты. Бывает, что появляются новые хобби. А еще была девочка- бывшая танцовщика, которая улетела во Францию и стала работать в варьете, заново там прошла разные практики, поработала с хореографами, вспомнила, что она может делать, стала развиваться, перечеркнула все то, что делала в Москве до этого и начала новую жизнь с нуля.

У тебя есть какая-то глобальная мечта или план, который ты бы хотела воплотить на площадке Dialogue?

Думаю, это может быть интересный перформанс, и не один. Без перформанса цирковое искусство в общем бессмысленно.

Есть ли уже какие-то наметки или представление об этом?

Понятно, сезон уличных театров  — это весна-лето и ранняя осень, но я при этом не оставляю идею реализовать перформанс в формате уличного театра. Конечно, все зависит от того, кто придет. Как только я увижу людей и пойму, какие они, что могут и хотят, вот тогда только может быть какой-то план.

Что бы ты сказала тем, кто хочет пойти в Dialogue в выбирает между направлениями? Что именно нужно тому, кто не прогадает, выбрав цирковую мастерскую?

Я люблю слово «мечта» . И люблю, когда она есть и когда ты к ней идешь. Если в тебе есть живой детский азарт, он не умер, не очерствел, то тебе на мой класс. Если есть желание познать возможности своего тела, сноровки, навыков, то тоже ко мне. Или если есть неявный актерский талант и ты чувствуешь, что есть еще что-то, что хочется раскрыть, то  мастерская цирка тоже подходит. Ну и конечно, научиться играть по жизни.

Дизайн: E|Sviridova